Впервые увидев Афины, испытываешь некоторое замешательство: одноцветный, плавящийся на солнце мегаполис со скудными лоскутами растительности, приземистые грибообразные церкви и нещадный треск мотоциклов. Где же сахарный блеск мрамора, божественная тишина и сладкие переборы невидимой арфы? Были ли они? – спрашиваешь себя, увязнув в эпицентре ревущей пробки.
Афинское "автонаводнение", как выяснилось, – результат не только возросшего благосостояния греков, но и их разудалой смекалки. В ответ на попытку городских властей приструнить дорожную неразбериху, поставив движение транспорта в зависимость от четности автономеров и дней месяца, горожане сразу же обзавелись "дублерами" с альтернативными номерами, практически удвоив парк автомобилей. А тут еще олимпийская горячка с ее повсеместным строительством...
Попав, наконец, в самый центр города близ Синтагмы (одной из главных афинских площадей), пересекаешь магистраль Василеос Амалиас и углубляешься в направлении Старого города на поиски Афин Фидия, Сократа, Аристофана. И чем ближе к Акрополю, тем рельефнее проступает история. Впрочем, о былом великолепии античных Афин только догадываешься, один за другим вычленяя из однообразного серобетонного контекста редкие проблески древности – руины Зевса Олимпийского, кладбище Керамик и, наконец, вот она – античная Агора, где две тысячи лет назад кипела торговля рыбой, вином и фруктами, ораторы собирали толпы слушателей, а вдоль останков расписной колоннады Стоя Аттала суетились ремесленники и мастеровые.
Соседнему Тесейону – храму Гефеста, бога огня, вот-вот стукнет 2500, а он все также крепок и монументален. На 500 лет моложе Башня Ветров – восемь из которых обозначены аллегорическими фризами на фасаде; эдакий символ точности: грани башни строго ориентированы по сторонам света плюс пара часов – солнечные снаружи, водяные внутри.
Олимпийское спокойствие обнаруживается лишь на Акрополе, ближе к небесам, – тишина подавляет звуки города и многоязычную туристскую какофонию. Здесь можно забыть о разочаровании, которое испытал, впервые увидев Афины.
По преданию, на ровном, как поверхность стола, прямоугольнике акропольской земли богиня-воительница Афина посадила в дар городу оливу, ставшую его символом. И афиняне недолго ломали голову, какой будет эмблема нынешней Олимпиады – конечно, венец из оливы! Храм Афины – Парфенон, давно лишенный драгоценной статуи Богини-воительницы и многих фрагментов фриза, израненный осколками порохового взрыва времен турецко-венецианской войны, почти всегда в строительных лесах: ветхие конструкции и блоки постепенно заменяются новыми. Видно, не за горами день, когда подлинным останется разве что его фундамент. И все же Парфенон всегда будет главной гордостью осовремененных Афин, его ориентиром. Выше него только Ликабетус – колоколообразный зеленый холм на небольшом отдалении, обвитый агавами и пешеходным серпантином.
С высоты Ликабетуса виден весь город – и новые олимпийские постройки, и авангардная крыша главного стадиона, чуть было не опоздавшая к Олимпиаде из-за таможенных проблем.
Источник: http://archive.travel.ru
|